Сайт преподавателя английского языка Денель Марины Юрьевны
 Проектная технология обучения 2
Проектная технология обучения 2
Проектная технология обучения 1
счетчик посещений

Типология уроков

Интерактивное обучение

Структура урока развивающего типа обучения 

Современные образовательные технологии

Рекомендации по разработке рабочих программ 

Рекомендации по проведению урока - дискуссии

Рекомендации по организации урока

Рекомендации по формулировке целей занятий

Проектная технология обучения

Педагогические технологии в современном образовании

Виды групповых дискуссий

Методы, приемы и формы обучения

Основные умения педагогической деятельности 

Контроль знаний и умений 

Дидактические принципы

Анализ и самоанализ учебного занятия


СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.

Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания  
  
1.1. Выбор темы проектаУчитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимсяУчащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
  
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проектаГруппа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
  
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимисяУчащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2. Выделение подтем и тем проектаУчитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбораКаждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую
  
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проектаУчащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих группУчитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельностиУчащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературыЕсли проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературуОтдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельностиУчитель принимает участие в обсужденииУчащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проектаУчитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельностьУчащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатовУчитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельностьУчащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. ПрезентацияУчитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).Докладывают о результатах своей работы
5. РефлексияОценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихсяПодводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу

 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

  • тематическим областям;
  • масштабам деятельности;
  • срокам реализации;
  • количеству исполнителей;
  • важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

  • в определенной степени неповторимы и уникальны;
  • направлены на достижение конкретных целей;
  • ограничены во времени;
  • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные - на 4-6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

  • научный доклад;
  • деловая игра;
  • демонстрация видеофильма;
  • экскурсия;
  • телепередача;
  • научная конференция;
  • инсценировка;
  • театрализация;
  • игры с залом;
  • защита на Ученом Совете;
  • диалог исторических или литературных персонажей;
  • спортивная игра;
  • спектакль;
  • путешествие;
  • реклама;
  • пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиденпотому что новая ситуация требует новых подходов.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».


ЛИТЕРАТУРА.

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

 

 

Источник - http://www.vashabnp.info/load/4-1-0-254 - Библиотека начинающего педагога

Пятница, 26.04.2024, 03:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Какие уроки английского языка Вы предпочитаете?
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Marina Denel © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz