7 привычек эффективного писателя
Замечали ли вы, что бывают дни, когда пишется легко и свободно, а в иные дни приходится бороться с самим собой, когда попытки написать что-то напоминают старания взрослого влезть в детские ползунки. В такие дни можно бессильно глядеть в пустой лист, ожидая увидеть там пресс-релиз, новую главу или статью, которые там никак не желают появляться. Можно находиться в таком ступоре часами. Но лучше научиться преодолевать это препятствие.
Было подмечено, что эффективные писатели тяготеют к нескольким вещам, за счет чего концентрируют внимание на главном. Эффективные писатели:
1. Разделяют процесс писания и редактирования. Когда они пишут, они не зацикливаются на первоначальном варианте своей работы. Лучшие цветы удобрены глупостями, как говорил один режиссер. Первая попытка может быть не самой лучшей, считают они. Ведь после этого наступает времяредактирования. Когда начинается переписывание блоков текста, изменение структуры предложений, исправление пунктуации и подбор слов. И можно все переделать.
2. Фокусируются на интересном. Эффективные писатели (как и хорошие рассказчики) всегда имеют массу историй про запас. Если им нужно выдать что-то "описательное”, они могут проиллюстрировать это примерами из реальной жизни и смешными историями. Они знают, что люди питаются не только пищей, но и историями.
3. Используют силу метафор. Метафора - прием соединения не связанных между собой в действительной жизни образов в единое целое. Метафора способствует интуитивному запоминанию. В этой статье есть по меньшей мере три метафоры. Попробуйте их найти.
4. Доводят сбор материала до конца. Довольно мучительно пытаться что-то написать, когда сказать на самом деле нечего. Тема должна быть полностью обдумана. Эффективные писатели понимают, что законченное исследование темы основано на умении задавать интересные вопросы. Самим себе, книгам, сайтам и любому респонденту, который служит источником информации. И эти вопросы должны быть раскрыты до начала работы над книгой.
5. Учатся на примере того, как пишут другие. Эффективные писатели понимают, что жизнь - непрерывный поток новых знаний. Они учатся чему-то новому постоянно. В первую очередь у других писателей. Только это не пассивное созерцание во время перелистывания детектива в шезлонге у бассейна. Это активное чтение с концентрацией внимания на особенностях писательской техники и запоминании главных приемов, напоминающее работу ученого в лаборатории. Конечно не требуется использовать такую методику при чтении любых книг. Мозг человека может воспротивиться таким нагрузкам. Но эффективные писатели занимаются такими упражнениями каждую неделю.
6. Совершают короткие прорывы. Креативная работа не требует бездны времени. Изначальный черновик лучше писать по крохам, тратя немного времени. Вместо того, чтобы растягивать написание нужного фрагмента до бесконечности, эффективные писатели уговариваю себя писать понемногу каждый день, независимо от того, в каком эмоциональном состоянии они находятся. Редактирование напротив обычно требует свободного времени и усидчивости.
7. Читают свою работу вслух. Язык содержит в себе не только значение слов, но и мелодию. Самых эффективных писателей можно застать за ситуацией, когда они неистово перешептываются с экраном, повторяя самим себе слова из своей рукописи. Со стороны это может выглядеть неоднозначно. Но не обязательно заниматься этим в общественном месте. И можно использовать это как рабочий инструмент, если осознать его эффективность.
Три стержня хорошего произведения
Хороший сюжет имеет три главных элемента, цементирующих его целостность. Есть конечно множество других составных частей, которые могут быть связаны с сюжетом, но многие писатели верят, что хорошее художественное произведение не может обойтись без трех составляющих:
Приятный главный герой - даже когда вам удался прекрасный сюжет, в котором каждая линия заботливо проведена, а все действия закончены, произведение может разочаровать, если главный герой не привлекателен. Зачастую так бывает, что самыми приятными являются люди (настоящие они или выдуманные) имеющие какой-либо изъян. Они несовершенны и далеко не всегда принимают правильные решения. Именно это делает их привлекательными - их желание бороться, чтобы стать лучше.
Непредсказуемый соперник - больше всего наводят ужас плохие и неуравновешенные парни. Они раздают наказания мерой, не адекватной здравому смыслу и закону. Никогда не знаешь раскрошат ли они все вокруг или предостерегут от опасности. Именно такой соперник должен присутствовать в произведении. Важно, что он далеко не всегда является человеком. Это может быть зверь (например, волк, выискивающий заблудившегося в снегах охотника), недуг (скажем, врач, противостоящий чуме в закрытом городе), стихия (как в рассказе "Старик и море”) или что угодно другое.