Сайт преподавателя английского языка Денель Марины Юрьевны
 ЕГЭ - мнения российских учёных
ЕГЭ - мнения российских учёных


"МАГИСТР" В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА. РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДО 2010 ГОДА ПЕРЕЙДЕТ НА СИСТЕМУ «БАКАЛАВР - МАГИСТР»

28.09.2005

Источник: РИА "Новости" 

Российское высшее образование до 2010 года перейдет на систему "бакалавр-магистр" 

Об этом в среду на пресс-конференции сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "Полномасштабный переход в рамках Болонского процесса произойдет к 2010 году, мы эти сроки не сорвем", - сказал министр, комментируя итоги 11-й Конференции министров образования государств-участников СНГ. Вместе с тем Фурсенко отметил, что все ВУЗы полностью в будущем не перейдут на систему "бакалавр-магистр", поскольку в ряде из них сохранится подготовка специалистов. В Болонский процесс, в рамках которого в отечественном высшем образовании вводится двухуровневая система "бакалавр-магистр", Россия вступила в сентябре 2003 года. Болонская декларация была подписана в июне 1999 года. К ней присоединились 33 страны. Основными целями Болонского процесса является принятие единой системы высшего образования, развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования, а также создание единой системы зачетных единиц (кредитов) и сопоставимых ученых степеней. Система "бакалавр-магистр" подразумевает 3-4-летнее обучение на первой ступени и два года учебы на второй. В министерстве считают, что закон в этой области позволит студентам строить более гибкие образовательные программы, даст возможность более рационально использовать свои временные и материальные ресурсы.

Плюсы и минусы Болонского процесса



Марина Лемуткина
Московский комсомолец


2009/2010 учебный год пройдет под знаком Болонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европу в единое образовательное пространство. А с 1 сентября в него вошла и Россия. Правда, как водится, не так, как остальные. 

Болонский процесс задумывался в конце прошлого века как ответ на вызовы глобализации в сфере образования. Сложившееся к тому времени единое экономическое, финансовое, а в Европе вдобавок и политическое пространство требовало единства образовательного. Ведь если человек родился и окончил школу в одной стране, получил диплом в другой, а нашел работу в третьей, понять, чего стоят его квалификации, можно, лишь научившись сравнивать их с теми, что получены претендентами из прочих частей объединенной Европы. А для этого надо не только признавать дипломы и сертификаты друг друга, но и сопоставлять учебные программы и курсы, изучаемые в рамках одной специальности в разных странах. 

Морока, понятно, колоссальная. Но зато открывается невиданная возможность получать образование сразу в нескольких странах, а по его завершении - и признаваемый повсюду диплом. И европейцы не пожалели сил и времени на унификацию своего высшего образования. Сложившиеся в итоге единые требования и подходы к нему и заложили основу Болонского процесса.

Главным документом Болонского процесса является лиссабонская «Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», подписанная в 1997 году. В числе первых стран-участниц - Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания. В настоящее время конвенцию подписали 46 стран, включая Россию. Впервые о своем намерении войти в Болонский процесс наша страна заявила в 2003 году, а в 2007 году в российское законодательство были внесены необходимые изменения, вступившие в силу в 2009 году.

Основные обязательства стран-участниц таковы. 

Первое: введение многоступенчатой системы высшего образования. Нижняя ступень - 3-4-летняя подготовка бакалавра; средняя - 2-летняя магистратура; высшая - степень доктора наук (аналог российского кандидата). Ни традиционного для нашей страны всеобщего непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора наук схема не предполагает.

Второе: отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов). Какие из них слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В итоге каждый учится по индивидуальной программе. 

Третье: переход на кредитно-зачетную систему ECTS (European Credit Transfer System), позволяющую сопоставлять глубину курсов, пройденных в вузах разных стран. 1 балл-кредит составляет 25-30 учебных часов. А за год, прослушав все свои модули, каждый студент должен набрать в общей сложности 60 кредитов. 

Четвертое: отказ от чисто знаниевого подхода в пользу компетентностного (на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки).  

Формально с 1 сентября 2009 года к этим благам приобщается и Россия. И это вроде неплохо. По последним данным ЮНЕСКО, Россия входит в десятку стран мира, посылающих за рубеж наибольшее число студентов, а значит, возможности наших ребят возрастут. Сегодняшняя реальность, по словам первого проректора - проректора по учебной работе РУДН Александра Ефремова, показывает, что времена закрытых экономик и рынков труда прошли. «Если выпускники вузов России в условиях мировой конкуренции хотят оказаться востребованными, они должны быть не только отличными профессионалами, но пройти уровни обучения, которые определены мировым сообществом. Они должны знать иностранные языки, владеть информационными технологиями и предъявить своему будущему работодателю понятные во всем мире документы». И такая возможность у них появляется.  

Но некоторые моменты все же смущают. Прежде всего насильственный характер «болонизации» в России - неведомый ни одной другой стране-участнице и противоречащий как правилам, так и практике создания единого европейского образовательного пространства. Только у нас вузам диктуют сверху, сколько каких категорий выпускников им готовить, и насаждают бакалавриат. Все другие ведущие европейские страны сумели привязать свои нетрадиционные квалификации к основной модели, вписав свои системы образования в Болонскую. В Германии, например, сохранилась степень, аналогичная российскому доктору наук, а значит, четырех-, а не ортодоксальная трехступенчатая система образования. Французы также сохранили 4 из имевшихся у них ступеней, а настырные шотландцы - целых 6. Ряд же вузов стран - участниц процесса и вовсе в него не вошли, как, скажем, британский Оксфорд или французская «Эколь политекник». А тамошним чиновникам и в голову не пришло загонять их туда палкой. Благо Лиссабонская конвенция оставляет за подписантами право на оговорки и частичное вхождение в процесс - специально для того, чтобы страны-участницы могли максимально сохранить собственные традиции образования, не ломая их, а адаптируя к единым условиям.  

Только Россия зачем-то взялась рубить свою систему образования под корень. И, что гораздо хуже, этим ее приобщение к единому европейскому образовательному пространству пока и ограничилось. С 1 сентября по большинству специальностей прекращен набор на 5-летний специалитет (он сохранится лишь для важнейших направлений вроде медицинских и силовых), а вузы переориентировались на массовый выпуск бакалавров. То есть 4-летнюю подготовку квалифицированных исполнителей широкого профиля и низшей ступени академической иерархии. Переход на вторую, магистерскую ступень будет ограничен вступительными экзаменами, а для подавляющего большинства соискателей еще и необходимостью платить за учебу (по некоторым оценкам - для 80-90% набора). При этом новых программ у нас нет: вузы норовят не создавать с нуля принципиально другие 4-летние планы обучения бакалавров, а обкорнать на год старые - 5-летние специалитетные. В итоге российское высшее образование укоротилось и удорожало, а его качество стало более чем сомнительным.  

«Болонская система имеет большие плюсы, - заявил «МК» зампред думского Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев. - Например, взаимное признание дипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию в целом. Однако она имеет и большие минусы. Во всяком случае, для России с ее особенностями. Мы - огромная страна и по территории, и по числу проживающих у нас народов, причем не приехавших откуда-то извне, а живущих здесь изначально. Подчас регион значительно отличается от другого, соседнего, - другая культура, другой менталитет. Отсюда крайняя неоднородность нашей системы образования, что резко сужает возможности для ее унификации.  

Второй важный момент. В России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системы образования, - прежде всего я имею в виду бакалавриат. Мы привыкли, что полноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5-6 лет. Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются недоучками и не могут найти работу. Наконец, Болонская система предполагает единую степень доктора наук. Но по нашей научной табели о рангах это всего лишь кандидат.

Российский доктор - ученый гораздо более высокого уровня. А куда его девать при новой системе? Аннулировать и тем самым снизить общий уровень нашей науки? Все эти нюансы не позволяют нам полностью и без потерь перейти на новую систему. России, безусловно, надо интегрироваться в мировую систему. Но сохраняя свои особенности. Так что в связи с кризисом, думаю, и наше вхождение в ВТО, и в Болонский процесс стоит отложить».  

Работодатели того же мнения. «Сейчас нелегко трудоустроиться даже со степенью магистра, не то что бакалавра, - рассказал «МК» замдиректора Центра арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты Михаил Савранский. - Причем не только в нашей, юридической, или, скажем, в медицинской сфере. Никто не хочет, чтобы турбины ГЭС эксплуатировали люди с 4-летним образованием! Нам очень трудно определить, какую социальную ступеньку должен занимать бакалавр - рабочего или квалифицированного служащего. Ведь на рабочей специальности он не захочет работать сам, а мастеров, как и прежде, готовят техникумы. Ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов. Возможно, нужно тщательно изучить наши потребности в бакалаврах по всем отраслям. В любом случае кризис - хорошая возможность вернуться к этой идее и посмотреть, как сделать, чтобы из вуза не выходили недоученные специалисты».



Ученые против ЕГЭ

20.02.2009



"Знаете, что показали результаты ЕГЭ? Уровень образования наших детей упал до уровня 1928 года. Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности".

Как отметил на пресс-конференции в уральской столице вице-президент Российской академии наук академик Анатолий Григорьев, "возможно, в школьном образовании и нужны некие стандарты. Но я вижу, что происходит, и мне все это не нравится. Для науки важен индивидуальный подход к ученику, а Единый государственный экзамен его полностью исключает. Как тогда выделять таланты?"

По его словам, необходимость сдавать ЕГЭ для поступления в вузы уравняет всех абитуриентов, смешав тех, кто "еле дотянул", и по-настоящему выдающихся учеников.

Присутствовавший на пресс-конференции писатель Владимир ГУБАРЕВ (автор десятка книг о советских ученых и их разработках) также заметил, что подобная система может особенно навредить уральской науке. "Именно в Екатеринбурге крупнейший российский математик и механик Николай Красовский разработал нестандартный метод поиска молодых специалистов, основанный на собеседованиях, а не на данных контрольных и тестов. ЕГЭ, в первую очередь, ударит по достигнутому Красовским", - предположил он.

Против Единого госэкзамена, назвав его "безусловным злом", высказался и председатель УрО РАН, академик Валерий ЧАРУШИН. "Нельзя создать единый образовательный стандарт для всех умов. Как сравнивать элитарные требования МИФИ, МГУ и требования Нижнетагильского педагогического института? А вы знаете, к примеру, знаменитую кафедру экспериментальной физики на уральском Физтехе? Это ж целый институт! Его специалисты работают во всех уральских атомградах - а их здесь 5 из 10. И, знаете, все эти специалисты набирались по индивидуальному собеседованию. Не было бы собеседований - не было бы и открытий", - негодует он. В заключение Чарушин добавляет: "Пусть ЕГЭ будет, если он так нужен государству. Но пусть он будет дополнением, одним из вариантов - наряду с обычными экзаменами и собеседованиями. Он должен быть отдельным, а не единым испытанием, если мы не хотим разрушить то, что осталось от российской системы образования".

Как отметил принимавший участие в пресс-конференции президент Российской экономической школы, директор центрального экономико-математического института РАН, математик Валерий Макаров, "Единый госэкзамен - это образец странного и смешного субъективизма. Если уволить тех, кто составлял вопросы к ЕГЭ, и нанять других людей - вопросы будут совершенно иными. Экзамен не должен представлять собой выбор ответа из нескольких вариантов, составленных группой людей с узким и субъективным мнением. Но раз это так, значит, кому-то это было очень выгодно".

Между тем гости пресс-конференции отметили, что уровень российского образования заметно упал за последнее десятилетие. "Знаете, что показали результаты ЕГЭ? Уровень образования наших детей упал до уровня 1928 года. Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности", - отметил писатель Губарев. По замечаниям согласившихся с ним академиков, система ЕГЭ не применима к российскому образованию и в будущем может попросту лишить науку молодых специалистов.

Две ступени вниз

28.09.2007

Источник: Парламентская газета, Татьяна БОРОВИК 



На завершающем свою работу XVIII Менделеевском съезде по общей и прикладной химии российские академики резко выступили против реформаторских опытов над национальной системой образования.

Признанный в мире факт: еще недавно у нас с первого класса детям давали разносторонние, глубокие, иначе говоря, фундаментальные знания. Уроки математики в программе были ключевыми, почти что ежедневными. И не случайно математика лучше других наук развивает логику мышления. Хорошее образование становилось неиссякаемым капиталом на всю оставшуюся жизнь.

А вот результаты последних исследований: уровень математических знаний у школьников падает. На прошедших выпускных экзаменах каждый четвертый ученик схлопотал по математике «двойку». Преподавание этой науки эпизодично — урока два в неделю — и с каждым годом все примитивнее. Как шутят академики, курс средней школы уже практически сводится к трем математическим действиям, исключая деление, которое сложнее прочих. И в этой кризисной ситуации на систему образования обрушились реформы, грозящие привести страну к узаконенному невежеству. Вместо выпускных экзаменов тестирование — даже не шаг, прыжок назад.

Злого умысла в действиях Министерства образования, упорно внедряющего в среднюю школу так называемый ЕГЭ, академики усматривать не склонны. История реформы обыденна. Несколько лет назад Россия присоединилась к Болонской конвенции, объединяющей образовательные системы разных стран в единое пространство. Там изложены унифицированные критерии разных ступеней образования. Под международные мерки и пытаются подогнать нашу школу добросовестные чиновники. Хотя на самом деле это совсем не обязательно. Положения конвенции носят рекомендательный характер. И далеко не все ее участники стали отказываться от национальных традиций. Суть болонского процесса в другом: обеспечить гражданам выбор. Чтобы человек мог свободно решать, где ему лучше учиться — на Востоке или на Западе.

Академики призывают чиновников срочно спасать нашу школу от нанесенного в период «дикого рынка» ущерба. Диалог, похоже, идет. Так, по просьбе реформаторов, академики провели лицензирование школьных учебников. Сейчас их море. По русскому языку более 70. По химии — 35. Среди худших — учебник по математике, написанный инженером, и учебник по истории, сочиненный публицистом. По оценке академика РАН Валерия Лунина, декана химического факультета МГУ, лишь несколько учебников по химии более-менее соответствовали требованиям. Но и в них в основном содержались сведения прошлого века. Пожалев потенциальных Ломоносовых, академик сам написал три учебника. На сборник задач по химии уже получен первый отзыв. Маститый коллега сокрушенно признался автору, что из всего сборника сумел решить только пять задач. На сегодня академики РАН, многие из них преподаватели МГУ, уже написали 260 классических школьных учебников.

На следующем этапе, считает ректор МГУ Виктор Садовничий, надо привести образование к единым стандартам. Сейчас в России 3 тысячи высших учебных заведений. Работают они по-разному. В МГУ, как в прежние времена, абитуриенты сдают экзамены, за каждый студенческий билет борются 7 человек. Но есть вузы, зачисляющие в студенты без экзаменов и даже без учета ЕГЭ — просто по заявлению. А дипломы по окончании везде выдают одинаковые. Государство как бы признает полученные знания равнокачественными. Но тогда оно обязано контролировать это качество.

Отпор академиков реформе, а точнее, бессмысленному, по их мнению, делению высшего образования на две ступени, поддержал мэр столицы Юрий Лужков. Бакалавров он называет недотепами. И это общее впечатление работодателей. Ректоры ведущих вузов опросили руководителей крупных компаний. В итоге 70 процентов опрошенных отказались трудоустраивать специалистов в звании бакалавра. Юрий Лужков вспоминает, как в начале 90-х годов Тогдашнее Правительство РФ хотело полностью перевести высшее образование на коммерческие рельсы. Постановление уже было подписано. Но твердая позиция московской мэрии помогла переломить ситуацию. Сейчас проблема возвращается. Если высшая школа станет двухступенчатой, то в ближайшей перспективе платным может оказаться обучение в магистратуре. Ушедшее в отставку Правительство Михаила Фрадкова определило квоту студентов, которые будут учиться бесплатно, то есть за государственный счет — 12 процентов. Во всем МГУ без денег в магистратуру будут поступать только 300 человек. Между тем большинство Ломоносовых по-прежнему выходит из российской глубинки. Две трети нынешних студентов МГУ приехали из провинции.



счетчик посещений
Skype:  marina-denel
Tel:8 925 199 13 26
e-mail:http:// marina-denel@mail.ru

Суббота, 20.04.2024, 17:06
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Какие уроки английского языка Вы предпочитаете?
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Marina Denel © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz